Любые разногласия на предприятии – это смесь деловых и межличностных конфликтов, а значит, они предполагают наложение индивидуальных мотивов на возможные варианты решения деловых вопросов. И в этом можно запутаться!
Но как только возникает третий участник – компания со своими интересами, все встает на свои места. Становится понятно, чем руководствуется та или иная сторона:
- защита своих личных границ;
- защита и утверждение самооценки;
- интересы организации.
При таком подходе каждая из стратегий поведения в конфликте, принятых в конфликтологии, может быть функциональной, если она работает на цели предприятия, служит интересам компании. Разберем на примерах.
В классической конфликтологии в зависимости от того, на что ориентируются участники в своем поведении в
конфликте, выделяются пять стратегий.
Стратегия доминирования подразумевает потребность добиться удовлетворения своих желаний, утверждения позиции в отношении спорного вопроса, возможно в ущерб другому человеку. При выборе стратегии доминирования и соперничества чаще всего возникают негативные последствия для участников конфликта.
Минусы. Стратегия может способствовать решению проблем личного характера, но при этом навредить интересам партнера, компании и клиента.
Плюсы. Конструктивна в ситуации жестких временных ограничений и абсолютного соответствия интересов участника, использующего эту стратегию, интересам компании или внешнего клиента.
Стратегия приспособления (уступчивости) является противоположной доминированию и подразумевает возможность принести личные выгоды в жертву ради другого человека или интересов компании.
Минусы. Такая стратегия становится основой для формирования скрытого конфликта и эмоционального выгорания сотрудника, внешне проявляющегося как профвыгорание.
Плюсы. Стратегия конструктивна, если не является типичной для человека, используется ситуативно и соответствует интересам компании. Если участник открыто аргументирует свою позицию в конфликте и уступает. Если он осознает ограничения своего видения проблемы, расширяет его в процессе обсуждения сложного вопроса, рефлексирует личностные ограничивающие убеждения, открывает для себя смысл направляющего принципа другой стороны конфликта.
Стратегия ухода, для которой характерно отсутствие у участника стремления к объединению позиций и нежелание достичь собственных целей.
Минусы. Противоречия в большинстве случаев усугубляются, и конфликт становится деструктивным. При выборе стратегии ухода от конфликтного взаимодействия отношения могут улучшиться, но в такой ситуации высока вероятность отказа от собственных интересов.
Плюсы. Конструктивна в тех же случаях, что и стратегия приспособления.