Адаптация ребёнка к школе
Васёха Ирина Андреевна
Психолог-консультант, арт-терапевт, педагог-психолог дошкольного образования, тренер подростковых психологических тренингов
Как адаптировать ребенка к школе??? Я не знаю. Точнее не знаю, как ребенка одного адаптировать к школе, не затрагивая при этом других членов семьи. Для меня семья – это единая система. Меняется один механизм системы, меняется вся система. Поэтому адаптировать к школе необходимо всю семью. Давайте для начала разберемся, о каких изменениях идет речь.

1.Изменения

распорядка дня
У первоклассника большое количество энергозатрат будет приходиться на привыкание к новой среде, новым людям, новым правилам, новой жизни, не говоря уже об учебе. Поэтому важно пересмотреть распорядок дня так, чтобы у ребенка было много времени на отдых, прогулки, общение со значимыми взрослыми (для корректного и экологичного проживания эмоций) и переваривания впечатлений дня. Естественно, очень важно, чтобы родители могли уделить ребенку необходимое количество времени для контейнерирования эмоций и чувств (было бы здорово, чтобы родители сами предварительно разгружались после рабочего дня).
Также важно учитывать время для сна. Ребенок должен хорошо высыпаться (не менее 10-11 часов) и ложиться спать в одно и тоже время. В течении дня не рекомендуется много ярких эмоций. Нервная система первоклассника не должна подвергаться эмоциональным перегрузам т.к. это впервую очередь отразиться на учебе.
Хорошо работают ежедневные вечерние ритуалы (сказки на ночь, общение перед сном, рисование или обсуждение эмоций, массаж и ванна или просто семейное общение) для расслабления и отхода ко сну.
2.Пересмотр
семейных правил
Ребенок взрослеет и с этим надо считаться. Процесс сепарации вступает в свои права. Младшему школьнику необходимо отдавать то, с чем он уже может справиться – ходить в школу самостоятельно, ходить в магазин за мелкими покупками, собирать рюкзак в школу, нести ответственность за какие-то домашние обязанности.
Всему этому ребенка необходимо предварительно обучить. Сначала несколько раз выполнить вместе с ним, затем находиться рядом и при необходимости помогать, а затем полностью отдать на самостоятельное выполнение изредка проверяя результат.
Приучайте детей к самостоятельности и ответственности, не растите инфантильных подростков. Новые семейные обязанности и правила должны быть гармонично вписаны в распорядок дня семьи.
3.Контейнирование
Если раньше в семье не было такого понятия или ритуала, рекомендую создать его т.к. в перестройке всей семьи выражать и проживать сложные эмоции необходимо всем членам семьи. Выражать и проживать эмоции важно не только ребенку, но и родителям, но здесь должна быть жесткая иерархия. Супруги контейнируют эмоции друг друга (не должно быть такого, что родитель сливает свои эмоции на ребенка), эмоции ребенка контейнирует родитель (взрослый), который в данный момент находится в ресурсном состоянии.
Проживать и осознавать эмоции детям лучше всего помогает арт-терапия – порисовать или слепить свои эмоции, рассказать с помощью картинок, разорвать бумагу или нарисовать ураган злости, в случае, если эмоции сложные.
Эти и многие другие вопросы, касаемые адаптации детей к школе, мы подробно будем разбирать на нашей программе «Практическая психология развития детей и подростков»