Вовлечённость — это физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует выполнять работу как можно лучше. К этому нельзя принудить — это рождается из желания. В современных условиях уделяют внимание интеллектуальному развитию участников команд, но недооценивают значимость эмоционального.
В последние годы HR-специалисты крупных компаний занимаются программами well-being — заботятся о благополучии сотрудников, чтобы повысить их вовлечённость. В офисах появляются спортивные залы и кафе со здоровой едой, проводятся корпоративные игры, тренинги. Но, как показывают результаты, программы, которые предлагают людям, часто вызывают отрицательный фидбэк.
Исследования говорят о том, что больше половины сотрудников отрицательно отзываются об этих программах, не видят в них смысла. Даже самые интересные мероприятия дают слабый эффект, неустойчивый в долгосрочной перспективе.
HR-специалисты говорят о естественном цикле вовлечённости в течение трёх лет. После должно измениться что-то существенное, чтобы вызвать новый интерес. Растёт профессионализм, вырабатываются эффективные приёмы труда, налаживаются контакты и связи, происходит осознание внутренних организационных процессов, но желание работать с интересом и отдачей снижается. Как показывают исследования, в 70% случаев вовлечённость падает из-за стресса, отношений в семье и личных забот.
Вернёмся к вопросу об эмоциональной составляющей вовлечённости. Исследования Даниеля Канемана (Нобелевская премия в области экономики за 2002 г.) доказали, что уровень эмоций в принятии любого решения является самым значимым. Вовлечённость — это желание действовать. Именно эмоции активируют энергию для действия или блокируют её.
Как это совместить
с производственной деятельностью компании, насчитывающей десятки,
а то и сотни тысяч сотрудников?
Представим себе обычного сотрудника, возможно, заинтересованного в своём рабочем процессе. Сколько трудностей, порождающих эмоциональное недовольство, он встречает в течение рабочего дня? Контакты, задачи, организация труда, инструменты для работы, внешняя оценка и так далее. Ключевая сложность в том, что все эти эмоции «оседают», постепенно приводят к стрессу или эмоциональному выгоранию — состоянию, когда человек ничего не хочет: нет ни энергии, ни сил, ни желания. Консультанты, которые занимаются карьерными вопросами, часто сталкиваются с профессиональными кризисами у клиентов при внешних благоприятных обстоятельствах.
Что же делать, какие инструменты
могут помочь?
Ученые давно заметили, что творчество оказывает удивительное влияние на человека, особенно если творит он сам. Это было научно подтверждено еще в начале XX века. Нейробиологи доказали, что в среднем человеку приходит 60 000 мыслей в день, и 95% из них повторяются ежедневно. Задача для развития — переключиться от этих мыслей. Творчество становится лучшим помощником в её решении.
Доктор Лоуренс Кац — всемирно признанный пионер в исследованиях регенерации нейронов и автор книги «Keep Your Brain Alive» — обнаружил, что человеку, чтобы развиваться, необходима деятельность, которая задействует его чувства по-новому. Он же доказал ложность стереотипа о том, что нельзя быть одновременно анализирующим и творческим.
Что даёт творческое занятие человеку?
✓ Новые связи между клетками мозга. Способность создавать их на протяжении всей жизни называется пластичностью мозга и увеличивает жизнестойкость человека.
✓ Повышение самооценки, чувство удовлетворения и выброс дофамина — это «молекула мотивации», возможность планировать долгосрочные цели и противостоять сопротивлению среды при их достижении.
✓ Развитие психологической и эмоциональной стрессоустойчивости.
Хорошо, скажете вы,
но при чем здесь бизнес?
Посмотрим через призму арт-коучинга. Для начала — что это такое? Арт-коучинг — это использование процесса творчества для перераспределения напряжений в человеческой психике и восстановления целостности личности.
Арт-коучинг:
✓ позволяет преобразовать переживания участников в конкретные планы и действия;
✓ повышает самомотивацию;
✓ помогает проработать ограничивающие установки.
В работе с предприятием важно выстроить такую программу, чтобы создать возможность решать бизнес-задачи и одновременно преобразовывать накопившееся у сотрудников напряжение. Нужно, чтобы программа позволяла захватить большое количество участников и людям было комфортно выполнять задания, чтобы процесс не превратился в групповую психотерапию в рабочем коллективе или в очередную «обязаловку».
Приведем пример реализации подобной программы на предприятиях ГК «РусАгро», насчитывающих около 20 000 сотрудников. Во всех бизнес-направлениях Группа активно внедряет современные мировые технологии в сферах оборудования и управленческих практик. В этой статье будут приведены результаты пилотного проекта.
Опрос «Вовлечённость» — ежегодный процесс на всех предприятиях Группы. В 2020 г. стресс стал основной причиной снижения вовлечённости персонала. Появилась необходимость предпринять действия, которые стали бы «скорой помощью» для сотрудников.
Участниками проекта стали желающие из трёх подразделений масложирового бизнеса. Желание участвовать было важным критерием для включения в экспериментальные группы. Всего сформировали 3 группы по 15 человек из следующих подразделений: Операционная дирекция, Дирекция по управлению персоналом, Дивизион по потребительским продуктам. Это очень разные по корпоративной культуре и восприятию внешнего влияния отделы компании.
Задачей проекта была оценка эффективности, поэтому участвовала контрольная группа — 30 человек из разных подразделений. Они проходили диагностику на старте и финише.
Проект реализовали в течение 2 месяцев. Всего провели 6 развивающих занятий по 60 минут для каждой группы, в рабочее время, в онлайн-формате. Программа была составлена на основании задач, поставленных руководством в перечисленных областях.
✓ Вовлечённость.
✓ Мотивация.
✓ Готовность к изменениям.
✓ Развитие в компании.
Исходя из задач и условий (повышенный стресс, давление неопределённости, тревожность), мы выбрали следующие темы.✓
Работа с ценностями.Цель — дать возможность осознать свои глубинные ценности, которые являются основой для постановки целей. Метод — коллаж. Для стартового занятия коллаж подходит как простой способ погружения в мир образов.
✓
Взаимодействие с коллегами.Цель — исследовать трудности в коммуникациях и преобразовать их. Метод — лепка из пластилина. Занятие позволяет экологично и по-новому посмотреть на взаимоотношения с коллегами, понаблюдать за своими эмоциями и мягко их трансформировать.
✓
Мой рабочий стол.Цель — пробудить внимание к деталям, к моменту «здесь и сейчас». Метод — фотографирование. Занятие помогает перейти от поверхностного отношения к привычным вещам к глубине переживаний, связанных с деталями, побуждающими к изменениям, улучшениям привычных дел или бизнес-процессов.
✓
Моя рабочая задача.Цель — по-новому посмотреть на трудную рабочую задачу. Метод — рисунок. Участникам предлагается выполнить рисунок чувств, которые рождаются из переживаний в связи с рабочей задачей или делом, к которому нет желания приступить. Так как это уже четвёртое занятие, участники освоили навык наблюдения собственных чувств. Они способны передать состояния через цвет, абстрактные или конкретные формы, трансформировать их и найти решение и силы для действий.
✓
Плюсы и минусы рабочего проекта N.Цель — увидеть проект более целостно, преобразовать ограничивающие убеждения относительно него. Метод — создание медали, имеющей две стороны. Занятие помогает сфокусировать внимание участников на преимуществах проекта N, выразить в цвете свои положительные и отрицательные чувства, возникающие в связи с ним.
✓
Мои ресурсы.Цель — осознать свои внутренние ресурсы, объединить их и превратить в личную силу. Метод — создание инсталляции. Итоговое занятие направлено на работу с собственными ресурсами, придание им видимой формы и смысла.
Каждое занятие включало три этапа: вводная часть от ведущего для всей группы, индивидуальная творческая часть (все материалы участникам предоставили), рефлексия в малой группе (3-5 человек) по заданному алгоритму. При такой обратной связи каждый участник может взять для себя то, что откликается у него, границы убеждений расширяются, но самое главное — он может почувствовать, что его восприятие принимается даже в рамках рабочего контекста. Это даёт силы и уверенность, а следовательно — желание действовать.
После каждого занятия давалось тематическое домашнее задание: практики расслабления, созерцания, внимательного наблюдения за своими чувствами в процессе выполнения обычных производственных задач и за внешним миром.
Несмотря на краткосрочность проекта, результаты показали эффективность инструментов арт-коучинга (в данной статье представлены результаты по Операционной дирекции).
Участники разных групп работали в одинаковых внешних условиях, но показатели по вовлечённости у сотрудников из экспериментальных групп выросли. Повысился уровень уверенности в будущем, что в современных условиях является важным показателем для предприятия в целом.
По отзывам самих участников, проект получил среднюю оценку 4,2 балла из 5 по разным показателям: атмосфера, вовлечённость в программу, комфорт участия в онлайн-формате. Из обратной связи: «…Я жду этих четвергов, такое непривычное ощущение внимания к себе»; «…Я не очень понимаю, что происходит, но чувствую, что получаю какой-то ресурс».
Итоги
Современный мир, охарактеризованный как мир BANI (хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый), требует новых подходов к развитию персонала. Методы арт-коучинга позволяют быстро диагностировать состояния сотрудников отдельных подразделений и развить необходимые качества: устойчивость, умение давать поддержку, способность сохранять целостность, жизнестойкость.
Эти методы просты в использовании и эффективны. Они требуют минимальных затрат по финансам и времени, при этом обеспечивают высокие показатели развития вовлечённости: арт-коучинг позволяет перевести переживания, связанные с работой или личной жизнью, в действия, рассмотреть новые возможности для решения задач.