Песочная терапия: как найти ответы в мире фантазий
Песочная терапия — творческий процесс, который происходит в специально организованном пространстве. Чтобы его создать, используют поднос с песком и предметы, которые помогают построить мир на поверхности. Это могут быть фигурки сказочных персонажей, животных, кукол, их дома и предметы интерьера, растения и многое другое.
Краткая история метода
История песочной терапии началась больше 90 лет назад. Английский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 г. впервые использовала песочницу в игровой работе с детьми. Они добавляли в песок воду, а затем помещали туда миниатюрные предметы.
Дети, с которыми работала Ловенфельд, создавали на песке композиции и называли их «мой мир». Так появилась методика под названием «техника построения мира».
В 1956 г. Карл Густав Юнг посоветовал Доре Кальфф, детскому психотерапевту из Швейцарии, изучить песочную терапию в Лондоне лично у Ловенфельд. После чего Кальфф разработала юнгианскую песочную терапию. Предложенная Юнгом техника «активного воображения» помогла выяснить, что в благоприятных для проявления фантазии условиях человек может осознать свои скрытые или подавленные чувства.
В России песочная терапия известна примерно с начала XXI века. Ее используют психологи в работе с детьми от 3 лет до подросткового возраста, в том числе с нарушениями в развитии, и на консультациях со взрослыми.
Как работает песочная терапия?
Картины, которые создаются на поверхности песка в рамках сеансов песочной терапии, помогают исследовать внутреннюю и внешнюю реальность, понять, что происходит на эмоциональном уровне и как ситуация выглядит со стороны.
С помощью фигур человек выстраивает на песке ситуацию, которая беспокоит. Собственными руками он создает осязаемый мир своих ощущений, которые ему, возможно, трудно выразить словами. Не только дети, но и взрослые иногда не могут ответить на вопросы о чувствах, объяснить, что с ними происходит. Песочная терапия становится средством выражения любых неосознаваемых состояний в образах внутри безопасного пространства.
Говорить о проблеме проще, когда вы не участвуете в ситуации, а наблюдаете со стороны. Персонажи песочных картин — это герои выдуманной истории, а не реальные люди. Когда человек погружается в сказку, в фантазийный мир, цензура сознания становится слабее. Это позволяет высказать то, что приходилось долго держать в себе, пережить эти эмоции, освободиться от них.
Взгляд сверху, а не изнутри помогает увидеть ситуацию более детально. Когда человек может охватить всё пространство вокруг, он находит то, что необходимо для решения ситуации. Это может быть неочевидная причина проблемы или ресурсы, которые помогут справиться с ней.
Так, из безвыходного лабиринта жизнь превращается в поле для творчества и игры.Какие проблемы решает метод?
Вопросы, с которыми работают в психологической песочнице: - конфликты и трудности в отношениях в семье, с близкими, друзьями, коллегами;
- негативные сценарии, в том числе и родовые;
- ситуации выбора, в которых трудно принять решение;
- психосоматические проблемы со здоровьем;
- страхи, тревожные состояния;
- агрессия или, наоборот, застенчивое поведение у детей;
- поиск своего предназначения в жизни
и многие другие.
Практики песочной терапии снимают напряжение, усталость и телесные «блоки». Эмоции связаны с телом: когда вы освобождаетесь от подавленных чувств, становится легче на физическом уровне. Творческая работа с песком раскрывает внутренний мир и развивает эмоциональный интеллект.
Специалисты, которые работают с этим методом, видят результаты у клиентов уже после первой картины. Песочная терапия становится любимым делом жизни, которое приносит не только доход, но и глубокую эмоциональную радость и удовлетворение.