Одним из ключевых факторов успеха в бизнесе является по-настоящему сильная команда, которая умеет работать как единое целое. Все остальное - инструменты: идеи, ресурсы, инфраструктура.
«Заберите у меня все, оставьте команду,
и через пару лет я буду так же богат».
Генри Форд
Вы готовы к созданию команды? Без команды не обойтись, когда на рынок выходят новые игроки, когда компания занимается высокотехнологичным и инновационным бизнесом, в котором требуется узкопрофильные специалисты, когда сильно поджимает конкурентная среда. Но на практике в бизнесе очень редко встречаются команды, не все так просто, а с другой стороны - проще, чем кажется. На практике в бизнесе редко встречаются команды, ведь ее создание довольно сложный процесс. Но если разобраться в методиках построения, то все намного проще, чем кажется на первый взгляд.
Решение создать команду должно быть взвешенным. Если вы решили формировать команду, это в первую очередь означает, что ее у вас нет, тогда стоит ответить на вопрос: «Почему?» Но отвечайте на этот вопрос честно. Почему у меня нет команды? Именно с этого вопроса я начинала строить свою команду и с этого начинаю работу с командами клиентов. Размышления на эту тему открывают направления работы.
Ответы на эти вопросы могут оказаться не очень удобными и приятными. Мне, например, пришлось столкнуться с тем, что, в общем-то, я никогда об этом не беспокоилась, т.к. считала себя человеком творческим и слишком занятым. Самое главное, что я поняла для себя на момент начала: создание команды - это процесс построения отношения, и как любые отношения, это потребует от меня внимания, времени, сил и любви. Да, да – любви! То есть мне надо вложиться в то, чтобы эти отношения стали развивающими.
Почему команда встречается редко? Из практики работы с различными компаниями причины отсутствия команды могут быть следующие:
✓ У руководителя нет баланса между доверием и контролем.
✓ Есть страх потерять власть и действовать из равенства.
✓ Руководитель абсолютно уверен в своей правоте в любых вопросах, есть внутренняя ригидность.
✓ Цели не амбициозные, не долгие, нет необходимости согласовывать цели компании с интересами сотрудников.
✓ Нет атмосферы сотрудничества.
Согласитесь, не очень приятный список недочетов, не каждый руководитель способен признаться себе в этом и справиться с ними. Иногда только кризис становится стимулом, толчком для изменений. Этот список требует внутренней работы, на это нужна энергия, а она появляется от цели.
Приведу пример. В одной компании, занимающейся перевозками, по запросу руководителя мы начали работу с коллективом. Рынок этих услуг высоко конкурентный. Руководитель инициировал эту работу в связи с тяжелой атмосферой в офисе и новыми целями. На первой же встрече мыстолкнулись с открытой агрессией участников по отношению друг к другу. Реальность была такова, и для всех это стало определенным шоком. Лишь разговор о цели позволил найти точки соприкосновения и объединить интересы всех участников. Именно цель дала ресурс для дальнейшей работы.
Поэтому, вначале задаем себе вопрос: почему нет команды – это показывает, с чем надо работать, и второй вопрос – зачем она мне, это дает энергию для работы.
Итак, первые трансформации при формировании команды начинаются у руководителя в себе. Необходимо изменить свое отношение к людям, которые работают рядом с вами. Стать более искренним, честным, надежным и последовательным.
У нас в команде было слабое звено – администраторы центра, обеспечивающие весь процесс образовательной деятельности. Они часто менялись, уровень заинтересованности и лояльности компании низкий, и я смотрела на это как на естественный факт. Ну, у кого нет текучки в административном составе? Но когда задала себе вопрос, хочу ли я создать команду, с которой мне будет легко делать большие интересные проекты(цель!), и поняла, что да, хочу, прежде всего, пришлось изменить свое отношение к этим людям. Я начала вникать, чего они хотят, нравится ли им наша деятельность, как они видят свое будущее в компании, как видят свою жизнь, на что они откликаются как личности. Не всегда эти диалоги были легкими, моя отстраненность оставила свои следы, пришлось об этом услышать.
С чего начать работу по построению команды? Первое, с чего необходимо начинать – создать доверительнуюатмосферу.
Легко сказать – создать атмосферу доверия в коллективе, в котором ранее каждый был сам по себе и сам за себя или другая крайность - все были «дружной семьей». Ни тот, ни другой вариант не помогают создавать бизнес команду.
Доверие и контроль – это два полюса. Если руководитель скатывается в один из них, трудно становится и ему, и людям. И, конечно же, ни о какой команде здесь не может быть и речи.
Если руководитель чрезмерно контролирует, он ведом страхом, что не получится и руководствуется мотивом: все зависит только от меня, только я знаю, как правильно. Это сложно, в первую очередь, для самого руководителя: стресс, перенапряжение, быстрое выгорание. Трудно и сотрудникам: они лишены свободы, ответственности и возможности развития.
Другая крайность – абсолютное доверие. Когда руководитель отпускает свой коллектив на самотек, выключен из активной направляющей позиции.
Атмосфера делового доверия – это особый аспект. Но рождается она от честности в отношениях. Хорошей помощью в этом вопросе может стать воспоминание, с кем из преподавателей в школе у вас были доверительные отношения, кто был для вас стимулом развития и почему. Я нашла в этом воспоминании о своих учителях: честность, открытость и реальный интерес ко мне со стороны тех немногих, кого я уважала, предметы именно этих преподавателей я любила, училась легко и на «отлично». Сами отношения были развивающими. Но помимо этого, все эти преподаватели были профессионалами, они хорошо знали не только свой предмет, но и обладали великолепными педагогическими навыками, понимали нас. Плюс ко всему уже тогда в детстве я четко ощущала их мотив – искреннее желание научить, помочь понять. Они создавали надежную опору в продвижении в неизвестность! На уроках была одновременно строгая дисциплина по выполнению задач и творческая атмосфера обсуждений и дискуссий.
Что необходимо для создания доверительной атмосферы? Как в школе, так и в деловой сфере доверие формируется постепенно, но имеет обязательные характеристики. Чтобы доверить какую-то задачу кому-то, я должна быть уверен, что он:
1. Обладает навыками, необходимыми для ее выполнения.
2. Подтверждает своими действиями желание и волю к выполнению задачи.
3. Соблюдает договоренности.
И сотрудники, чтобы довериться вам, должны быть уверены в этих пунктах.
Из опыта, командная работа по обсуждению этих вопросов точно развивает доверительную атмосферу и позволяет расстаться с теми, кто не вписывается в команду. И такое бывает, с кем-то приходится расставаться.
Люди очень чутко реагируют на искренность и внимание к ним. Необходимо научиться слушать и слышать своих коллег, уделять этому время и быть искренним. Из моего опыта – это и есть золотой ключик от тайной двери к формированию команды.
Как уже говорилось выше, очень хорошо на формирование атмосферы доверия в команде работают договоренности. Я всегда предлагаю клиентам завершать любое обсуждение ошибок, сложных вопросов, итогов проектовпринятием договоренностей, вывешивать их на видном месте, и, конечно же, соблюдать.
Например, в одной команде по итогам корпоративного путешествия мы организовали обсуждение процесса и результатов, кому что понравилось, а что нет. И самое главное – каждый написал, что он мог, но не сделал для улучшения и процесса, и результатов. Затем сделали выводы и перенесли их на бизнес деятельность. В итоге пришли к тем договоренностям, о чем говорили до этого практически год, но предложения ни приживались, потому что не разделялись всеми, не было очевидности влияния поведения отдельных участников на общий результат.
В другой компании, договоренности принимаются и корректируются по итогам завершения каждого проекта. Таким образом, это обсуждение стало рабочим инструментом, позволяющим компании оперативно реагировать на любые изменения, добавило гибкости и включенности.
Создать атмосферу доверия означает, что каждый и вы в том числе, готовы к откровенным обсуждениям сложных вопросов. А как это сделать? Только выстраивая эти обсуждения.
Благодаря сонастройке, создается некий невидимый «клей», который «склеивает» команду. Постепенно команда развивается, появляется уважение друг к другу, находятся точки соприкосновения.
В одной компании руководитель через полгода после начала нашей работы признался, что он никогда ранее (а компании на тот момент было более 20 лет) с такой радостью не ехал на работу, ему самому никогда не было так легко и интересно. Безусловно, в такой атмосфере каждый может проявиться максимально полно, а это, в итоге, и дает эффект синергии. И уже как результат совсем иные финансовые результаты.