Преподаватель курса

  • Мокерова Юлия

    Доцент кафедры прикладной социологии УрФУ, кандидат социологических наук. Более 20 лет увлекается изучением истории, культуры и искусства доколумбовых цивилизаций Мезоамерики.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

Программа из 4 занятий по 2 часа

ВРЕМЯ:

с 19:00 до 21:00.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Запишитесь на курс

Оставьте свои контактные данные и куратор направления курсы живописи для начинающих в Екатеринбурге с вами обязательно свяжется. Мы понимаем, что для принятия взвешенного решения потребуется время, и не будем назойливо отвлекать вас от работы.

Я согласен на обработку моих персональных данных. С политикой в отношении обработки данных ознакомлен(а).

Курс  «объемно» представляет историю наиболее значительных достижений цивилизаций Мезоамерики (майя, ацтеки, сапотеки, ольмеки и др.), рассказывает о нематериальном, символическом наследии, которое оставили эти культуры всему человечеству. Материалы лекций включают актуальные знания и научно-исследовательские разработки ведущих российских и иностранных ученых в области археологии, истории, этнографии, искусства цивилизаций Мезоамерики, консультации современных исследователей из России, Гватемалы и Мексики, а также — личный опыт и материалы наблюдений автора, сформированные в ходе самостоятельных исследований и путешествий.

В рамках данного цикла слушатели узнают об основных этапах развития искусства народов Мезоамерики с древних времен до настоящего времени, познакомятся с древними и современными произведениями изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры, которые стали частью мирового наследия, но имеют уникальную историю возникновения, откроют для себя новые имена и обсудят контекст и тенденции развития искусства и культуры Центральной Америки.

ПРОГРАММА КУРСА

18 июня. Лекция 1. «Дары Пернатого Змея»: тайные знания и культурные достижения народов Центральной Америки 

Это история о том, как на протяжении нескольких тысяч лет цивилизации, сложившиеся на территории Мезоамерики, сформировали уникальные по своему содержанию, формам и смыслам верования и духовные практики, учения о жизни и смерти, комплекс знаний о Вселенной, которые нашли отражения в повседневной жизни, в искусстве и особых художественных практиках и достижениях этих цивилизаций. Все это является не только богатым «архивным» наследием современного человечества, но многие предметы культа и знания, открытые и созданные индейцами в древности оказали значительное влияние на жизнь людей в разные эпохи в разных уголках мира, и продолжают жить и использоваться до наших дней.

На лекции вы познакомитесь с глубинными идеями и «тайнами» цивилизаций ольмеков, ацтеков, майя, которые являются основой этих культур и оставленного ими наследия, с историей искусства доколумбовых цивилизаций, ее основными периодами и направлениями. Многие из этих знаний и произведений искусства до сих пор являются загадкой для современников, вокруг них бытует множество мифов, догадок, легенд. Специалисты разных областей знаний пытаются разгадать тайны, проникнуть в смыслы, которые вкладывали создатели в свои произведения.

2 июля. Лекция 2. «Космическое» искусство Центральной Америки  

Жизнь целых городов и племен Центральной Америки определялась сложной сетью ритуалов, практик, основанных на целой системе расчета и управления временем. Известный факт, что доколумбовые цивилизации создали и подарили миру одну из самых сложных и в то же время полных систем времяисчисления, основанную на наблюдении и анализе за природными земными и небесными явлениями. Календари майя, система учета и счета времени, их таблицы предсказаний лунных и солнечных затмений, движения некоторых небесных тел, до сих пор поражают и опережают некоторые выводы современных ученых, оснащенных техническими средствами расчета и наблюдения. При этом сложные расчеты у индейцев, с одной стороны, имели прикладное значение, были тесно связаны с повседневными практиками жизнедеятельности рода, племени, жестко диктовали время, виды и содержание деятельности всего общества, определяли время для веселья и печали, для работы и отдыха, для жертв и даров, для войн, посевных. С другой, представляли собой способ подчинить время или подчиниться времени, как некой Мировой Воле. Ожидание «конца света» пронизывало культуру майя, ацтеков, сапотеков и других племен, ожидания и надежды на спасение имели цикличный характер. Эти «страхи» и надежды, безусловно, нашли отражение в искусстве, декоративно-прикладном творчестве и особенно, в  архитектуре.

Пирамиды и архитектурные комплексы Центральной Америки – объект повышенного интереса исследователей, туристов, тех, кто интересуется духовными практиками, кладоискателей. Многие из них широко известны и доступны для посещения и изучения, другие скрыты в непролазных джунглях. Кто-то считает древние сооружения признаком определенного уровня развития цивилизации и государства у индейских племен, кто-то называет их ритуальными центрами, есть и те, кто видит в них – «места силы». Но вне зависимости от точки зрения, которой придерживается тот или иной эксперт,  известно, что пирамиды Центральной Америки и архитектурные комплексы отражают в целом мировоззрение и мировосприятие строителей и тех, кто там жил. В них тесно перемежаются ритуальные и повседневные практики простых обитателей и «небожителей», отражается связь всех видимых и невидимых человеку миров, соседствует Божественное и низменное, описана история. Одной из самых удивительных особенностей строительства древних сооружения является астрономическая ориентация многих из них, отраженное на земле движение планет, звезд, галактик. Эта связь прослеживается как в формах, так и в расположении и принципах строительства зданий, множество легенд и удивительных событий сопровождает их возникновение, расцвет и упадок.

 16 июля. Лекция 3. Современное искусство коренных народов Центральной Америки 

Искусство коренных народов Центральной Америки очень многогранно по количеству форм и видов художественного отражения реальности и представлений о ней. Кроме того, каждый народ на протяжении веков сформировал свой особый неповторимый художественный стиль, манеру, освоил некоторые специфические приемы и отдельные виды искусств. Тем не менее, в изобразительных, пластических видах искусств присутствуют некоторые общие для всех черты, темы и символика. Во-первых, это тесная связь с «материнскими» культурами, обычаям и духовными знаниями и практиками, символическая нагруженность. Во-вторых, современное искусство коренных народов Мезоамерики вобрало в себя не только доиспанские, но и колониальные и глобальные мотивы и тенденции, в результате сформировался уникальный, особо узнаваемый сплав образов и форм, который заимствуют деятели искусства, дизайнеры, архитекторы по всему миру. Лекция знакомит с современным этапом развития «народного» художественного творчества, разбирая особенности современных форм, красок, образов.

30 июля. Лекция 4. Современное изобразительное искусство Мексики: от индихенизма к стрит-арту, от мурализма к магическому сюрреализму 

Когда речь идет о современном искусстве Центральной Америки, и в частности Мексики, приходят на память в первую очередь имена и работы Фриды Кало и Диего Риверы. Конечно, это великие и знаковые фигуры в мировом художественном пространстве, но их творчество — лишь небольшая часть огромного мира искусства, который сформировался и имеет свой уникальный путь развития в формах и содержании в  произведениях изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и декоративных ремесел современной Мексики.

Лекция раскрывает особенности особого мира мексиканского искусства и уникальных художественных стилей, которые сложились вначале 20 в., включает анализ социального-политического, культурного и исторического контекста возникновения направлений и форм художественного отражения действительности. Мы будем открывать имена живописцев, поэтов и музыкантов, которые не только добились признания, но своим творчеством оказали влияние на развитие искусства актуального периода. Росарио Кастельянос, Хавьер Аревало, Франсиско Толедо, Леонора Каррингтон, Ремедиос Варо, Марио Пани Даркви, Октавио Пас, Санэр и многие другие, чье творчество открывает, возможно, особый новый взгляд на мир, общество, его актуальные и вечные проблемы. В ходе лекции познакомимся с тенденциями в мексиканском искусстве ХХI века.